Москва

На Воробьевых горах открылась фотовыставка «Без барьеров»

Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Новости 24 часа |

Григорий Верховский, кинооператор, фотограф: «Тарковского всегда интересовали вечные темы — душа и совесть»

Приморье - Долина Атлантов - Чертов Палец

«Деловые Линии» открыли терминал в городе Бор в Нижегородской области

Bluetooth-сканер штрих-кодов SAOTRON P04 на базе CMOS-матрицы

В Иркутской области прошли учения по ликвидации последствий ДТП

В этом году исполняется 45 лет фильму Андрея Тарковского «Сталкер». К этой дате издательство «Эксмо» выпустило фотоальбом Григория Верховского, работавшего на съемках кинокартины ассистентом оператора. «Культура» попросила известного фотографа поделиться воспоминаниями.

— Григорий Соломонович, как возникла идея издать книгу, посвященную «Сталкеру»? Долго ли вы шли к осуществлению данного проекта?

— Идея возникла не сразу. Мне не хотелось заниматься проектом вскоре после ухода из жизни Андрея Тарковского в 1986 году, я не спешил публиковать воспоминания о работе на съемках «Сталкера», как делали многие.

Сначала я показывал свои снимки на выставках в Академии художеств в Москве, в американских киноцентрах и на выставке «Андрей Тарковский. Художник пространства» в Русском музее Санкт-Петербурга, фотографии с которой демонстрировались потом в Испании, Германии, Франции. Некоторые из работ публиковались в книгах исследователей творчества Тарковского в России и за рубежом.

Большой материал о Тарковском в период его работы над «Сталкером» мне хотелось представить как целостное повествование о времени создания выдающегося фильма: сто фотографий и текст воспоминаний. Главной целью было показать большого Художника в творческом процессе.

— Судя по снимкам, представленным книге, Тарковский был фотогеничен и естественен перед камерой. Что это — искреннее поведение или профессионализм?

— Тарковский, безусловно, был фотогеничен. Ведь он снимался как актер в нескольких фильмах, начиная со студенческой ленты под руководством выдающегося режиссера Ромма, а также в картине Хуциева «Мне двадцать лет» и нескольких других фильмах.

Среди моих фотографий со «Сталкера» нет постановочных портретов режиссера. Я делал фото в реальной среде, наблюдая Тарковского, занятого работой, и вовсе не позировавшего специально для фотографа. Я старался уловить смену его настроения, дать, так сказать, «портрет в развитии», что, надеюсь, и отражено в альбоме.

— Как состоялось ваше знакомство с Андреем Арсеньевичем? Помните ли этот момент?

— Это произошло в 1978 году под Таллином — на съемочной площадке «Сталкера», фильма, надо сказать, многострадального, ведь он по причине технического брака пленки и размолвок с главным оператором и художниками фильма переснимался неоднократно.

Меня привлек к работе над картиной, в качестве ассистента оператора, известный советский кинооператор, народный артист России Александр Княжинский. С до этого с ним работал на съемках одного фильма режиссера Родиона Нахапетова. На «Сталкере» времени «на раскачку» не было: мне сразу пришлось включиться в съемочный процесс.

— Каким Тарковский запомнился вам в личном общении?

— Близкого общения с Андреем Арсеньевичем у меня, как и у большинства участников съемок, не было. Круг его общения был узок: братья Стругацкие, авторы фантастической повести «Пикник на обочине», на сценарной основе которой и снимался «Сталкер»; главный оператор, ассистенты режиссера, художники-декораторы и художник-костюмер.

Все в съемочной группе относились с глубоким пиететом к Тарковскому, осознавая масштаб его личности. В перерывах между съемками Андрей Арсеньевич был прост, мы нередко играли с ним в кости. Тарковский вообще по натуре был азартен. Люди, знавшие его с детства, вспоминали, что он любил играть в футбол и в «пристенок».

Азартность режиссера проявлялась и непосредственно на съемках. Например, в эпизоде прорыва Сталкера со спутниками в Зону, когда охранники стреляют по их машине, а попадают по вагону, груженому керамическими изоляторами, Тарковский бросал эти изоляторы и увлеченно наблюдал, как они разлетаются вдребезги.

— Как сам Андрей Арсеньевич воспринимал фильм «Сталкера» в ряду своих достижений? И вы лично считаете ли эту картину его самым выдающимся кинематографическим высказыванием?

— За свою недолгую жизнь Тарковский успел снять всего семь с половиной фильмов: семь полнометражных и одну короткометражную дипломную ленту. «Сталкер» он считал своей удачей — полагал, что картина является переходом от относительно простого к более содержательному и глубокому киноязыку. Об этом он писал в своем дневнике.

Кстати, когда Тарковский был еще студентом, цыганка ему нагадала, что он снимет всего семь фильмов. Тот огорченно спросил: «Так мало?» На что цыганка ответила: «Зато хороших!»

Что же касается моих личных пристрастий, я больше всего люблю фильм «Зеркало», снятый Тарковским вместе с блистательным оператором Георгием Ивановичем Рербергом. Это, на мой взгляд, наиболее поэтичный фильм из всех лент режиссера. Я очень люблю поэзию, в том числе, и стихи отца режиссера, тонкого поэта Арсения Александровича Тарковского. Особо ценю, когда в фильме не только звучат хорошие стихи, но и сам изобразительный язык в картине поэтичен.

«Сталкер», несомненно, выдающееся произведение. Пересматриваю картину до сих пор, и каждый раз открываю что-то новое.

— Существовали ли для Тарковского в мире кино примеры для подражания, если не кумиры? И какие качества ценил превыше всего в режиссере?

— Напрямую Тарковский, разумеется, никому не подражал, но предпочтения у него, само собой, были. В частности, в молодости его кумиром являлся Акира Куросава. Также ему было близко творчество Кензи Мидзогути, Ингмара Бергмана и Робера Брессона. А в режиссерах, как и в целом, в людях творческих профессий, Тарковский ценил талант и духовность.

— Большинство лент Тарковского снято в черно-белом цвете. Как вам кажется, почему?

— Думаю, потому что такое кинематографическое решение «родом» из искусства фотографии. Он считал, что черно-белым изображением можно выразить все. К цвету же относился настороженно, полагая, что он отвлекает от главного. Поэтому цвет в картинах Тарковского неяркий — скорее, это даже не цвет, а тон.

— Вопрос, возможно, праздный, но все же: как вы полагаете, если бы Андрей Арсеньевич дожил до наших дней, на что был бы направлен его творческий взгляд сегодня?

— Зная его искреннюю увлеченность и «пронзенность» классикой, могу предположить, что он непременно снял бы то, что хотел осуществить, но не успел. Так, Госкино в свое время не одобрило его сценарии по «Идиоту» и «Бесам» Достоевского. Та же участь постигла «Смерть Ивана Ильича» по Толстому, «Гофманиану» о жизни и творчестве Гофмана.

В целом же Тарковского всегда интересовали вечные темы: душа и совесть. Он неустанно искал ответ на вопрос о смысле человеческого существования и о предназначении человека.

Фотография предоставлена Музеем кино.

Читайте также

За высаженными сиренями на Сиреневом бульваре в Пскове обязательно будут ухаживать – Алексей Саенко

Путин поздравил Турцию со снижением уровня инфляции

В Азербайджане прошел третий, завершающий этап проекта «Русский язык: читаем, слушаем, смотрим в странах СНГ»



Новости России
Ria.city
Москва

На Воробьевых горах открылась фотовыставка «Без барьеров»

Moscow.media


Сергей Брановицкий

Интересные каналы в Telegram. Лучшие каналы в Telegram.

Rss.plus
Москва

Новогодний Piano Gala в Зале Чайковского 29 декабря


Юрий Башмет

Юрий Башмет представил на тверской сцене музыкальную постановку «Евгений Онегин»


News Every Day

Cook backs Jaiswal's fearless sledging of Starc


Москва

Thyseed — новый игрок на рынке товаров для мам и детей в «Детском мире»


Новости тенниса
Егор Герасимов

Жену второй ракетки Белоруссии Герасимова обокрали в отеле в Петербурге


Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru
Симферополь

Выставка-память «Пропавшие без вести, но не забытые», ко Дню Неизвестного солдата


Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России
Москва

Собянин: Ежегодно будем открывать новые маршруты речного электротранспорта

«Автомобилист» отыграл три шайбы, но уступил «Спартаку» по буллитам

Интрига ожила: вратарь забил в чужие ворота и спас «Динамо» от поражения

ТСД промышленного класса Saotron RT-Т510

Собянин: За пять лет работы на МЦД перевезли миллиард пассажиров


Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости
Мир

Что такое хиджаб и как он выглядит


Выбежала со сцены в толпу: Диана Арбенина удивила своим поведением на концерте в Екатеринбурге

Mr. President, Лариса Долина и другие выступили на шоу «Легенды Ретро FM 2024»

Адвокат оценил шансы третьей жены Градского на получение части его наследства

В Оренбурге пройдет XIV Всероссийский фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева»


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro

Москва

Открылась регистрация организаций на международную олимпиаду «IT-Планета 2025»


В День Неизвестного Солдата подмосковные росгвардейцы почтили память Героев, отдавших свои жизни на благо Отечества

Thyseed — новый игрок на рынке товаров для мам и детей в «Детском мире»

На Воробьевых горах открылась фотовыставка «Без барьеров»

Лучшие студенческие энергетические отряды «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» награждены в Москве