Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30

От Кустодиева до Кукрыниксов. «Культура» о самых интересных выставках декабря

Технологии защиты и комфорта StarLine представили на выставке Mondial de l’Auto Paris 2024

Столичный экс-судья Артём Матета взят под стражу

Услуга вывода из запоя на дому: что это и как она работает

«Райтек ДТГ»: осознанное импортозамещение - один из ключевых трендов в ИТ-консалтинге

Материал опубликован в №11 печатной версии газеты «Культура» от 28 ноября 2024 года.

Первый месяц зимы радует любителей искусства выставками на любой вкус — Эрмитаж участвует в юбилейном годе Каспара Давида Фридриха, «Новый Иерусалим» показывает Александра Лабаса, а московские зрители увидят работы Виктора Попкова.

1. «БОРИС КУСТОДИЕВ. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ РОССИЯ»

Суздаль, Музейный комплекс «Кремль». С 14 декабря по 25 февраля 2025

В этом году Суздаль с размахом отмечал свое тысячелетие, и в завершение праздничного года публику приглашают полюбоваться работами Бориса Кустодиева. Он был удивительно гармоничным художником и его «жажда жизни, солнца, красок», как писал Кузьма Петров-Водкин, выплескивалась на полотна. И это несмотря на тяжелую болезнь, приковавшую мастера к инвалидному креслу и заставлявшую порой кричать от боли. Петров-Водкин вспоминал: «...он всегда был бодр, энергичен, так что я в тяжелые годы после революции приходил к нему освежиться, набраться энергии и отдохнуть. Сам он был каким-то удивительным человеком, во время самой тяжелой болезни стоило заговорить с ним о Тициане, как он буквально оживал, делался точно здоровым и много и увлекательно говорил». Выставочный проект готовит Владимиро-Суздальский музей-заповедник в партнерстве с крупнейшими российскими музеями, обещают представить произведения, отражающие милые образы провинциальной России — с ее красочными ярмарками и народными гуляниями.

2. «А В СТЕПИ: БУШУЕТ ВЕТЕР...»

Москва, Центр современного искусства AZ/ART. До 2 февраля 2025

Владимир Яковлев — трагическая фигура нонконформистского искусства. Расцвет его творчества пришелся на 60–70-е, когда о больших официальных выставках можно было только мечтать. Все осложнялось серьезными проблемами со здоровьем: Яковлев с юности наблюдался у психиатра, а в последние 30 лет практически не видел. Неудивительно, что в его творчестве ощущался надлом, хотя и картины, и графика — в этом сходятся специалисты — оставались на удивление светлыми. Нынешняя выставка, посвященная 90-летию со дня рождения художника, подготовлена мощной кураторской командой: помимо основателя Музея AZ, мецената Наталии Опалевой в нее также входят коллекционер Сергей Александров и заведующий отделом Третьяковской галереи Валерий Силаев. Экспозиция открылась в экспериментальном пространстве Музея AZ, что кажется вполне логичным: Владимир Яковлев высоко ценил Анатолия Зверева, которому посвящена институция, и даже пытался ему подражать — что, впрочем, не помешало Яковлеву обрести собственный стиль. В универсуме мастера причудливым образом переплетаются лица людей, изображения цветов, крестов, а также кошек, держащих в зубах рыб. Для выставки из яковлевской вселенной выбрали два изобразительных ряда — цветы и лица, позволяющие проследить прорастание неодушевленного в одушевленном и ощутить надежду и утешение, которых так не хватало самому художнику.

3. «ЛАНДШАФТ ДУШИ. КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ И РОССИЯ»

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. С 8 декабря по 13 апреля 2025

В этом году мир отмечает 250-летие со дня рождения Каспара Давида Фридриха — крупнейшего представителя раннего немецкого романтизма. По всему миру проходят выставки, и Россия тоже не осталась в стороне. А все потому, что в Государственном Эрмитаже хранится крупнейшая за пределами Германии коллекция работ художника. Как так получилось? Секрет прост: работы Каспара Давида Фридриха пользовались успехом у монарших особ. В 1810-м несколько произведений художника приобрел прусский двор, а десять лет спустя его мастерскую посетил великий князь Николай Павлович — будущий император Николай II: он купил в подарок супруге две картины — «На паруснике» и «Ночь в гавани (Сестры)». Впрочем, самым активным популяризатором творчества немецкого романтика оказался поэт Василий Жуковский. Впервые он увидел работы Каспара Давида во дворце прусского короля, через год познакомился с автором и обрел таким образом нового друга: их общение продолжалось в течение 15 лет. Жуковский с удовольствием покупал работы немецкого романтика, всего в его коллекции было девять картин и пятьдесят рисунков, в то время как в царской семье — лишь восемь работ. Кроме того, благодаря поэту Каспаром Давидом «заболела» передовая российская общественность: его произведения, поступившие в музеи после революции, происходили из частных коллекций аристократических семейств. Выставка в Эрмитаже обещает подробно раскрыть этот «российский след» в творчестве мастера.

4. «ЧЕРЕСЧУР»

Москва, фонд Ruarts. До 11 мая 2025

Новая выставка в фонде Ruarts посвящена феномену китча — яркого, броского дешевого искусства, базирующегося на клише. Впрочем, в экспозиции зритель не встретится с искусством условного Арбата, только с рефлексией известных художников на тему китча. Хронологически выставка включает в себя период от ранних постсоветских работ вплоть до нынешнего времени. Здесь можно увидеть творения блиставшего в 90-е Влада Мамышева-Монро, ловко жонглировавшего штампами массовой культуры. Или Дубосарского с Виноградовым, иронично обыгрывавших гламур нулевых. И, наконец, авторов, связанных с десятыми и двадцатыми: от Ирины Кориной до Ивана Горшкова. Откликающиеся на разные темы — вроде культа знаменитостей или принятых в обществе стандартов красоты, — они показывают, что современный художник может работать с чем угодно, причем получится не чересчур, а вполне гармонично и остроумно.

5. «НЕВЕСОМОСТЬ. АЛЕКСАНДР ЛАБАС О СКОРОСТИ, ПРОГРЕССЕ И ЛЮБВИ»

Истра, музей «Новый Иерусалим». С 29 ноября по 25 мая 2025

В следующем году исполняется 125 лет со дня рождения Александра Лабаса — романтика, визионера, художника, устремленного в будущее и при этом сохранившего гуманистическую интонацию. Он грезил о том, каким станет человек, — но не спешил бездумно переделывать его, в отличие от многих современников. Художник был свидетелем многих масштабных изменений — как технических, так и бытовых. На его глазах диковинные машины — самолеты — превратились во вполне доступное средство передвижения, взлетели в космос ракеты и опустились под землю эскалаторы метро. Он отзывался на это всем сердцем и все же сохранял ощущение камерности в своих работах и умел показать, что это его личный взгляд и он говорит только за себя. Лабас умел передать ощущения человека, оказавшегося в исторических обстоятельствах, — в этом заключался его особый дар. Выставка в музее «Новый Иерусалим» представляет его ключевые работы, созданные в 1920–1930-е; в проекте участвуют 18 музеев и 12 частных коллекций.

6. «АРХИПЕЛАГ УТОПИЙ»

Москва, галерея «КультПроект», арт-пространство Cube.Moscow. До 15 декабря

Об архитектурных утопиях человечество грезило веками — можно вспомнить мрачноватые фантазии Пиранези или более близкие к нашему времени холодные расчеты Ле Корбюзье, предлагавшего снести добрую часть исторической Москвы, чтобы превратить столицу в «Лучезарный город». Множество смелых проектов конструктивистов так и остались нереализованными: головокружительные эксперименты подмял под себя сталинский ампир. Наконец, можно вспомнить всплеск «бумажной архитектуры» 1980-х, связанной с новым поколением мастеров, участвовавших в западных конкурсах, но не имевших шансов воплотить свои мечты на родине. Что же представляют из себя современные архитектурные утопии? На этот вопрос взялась ответить галерея «КультПроект», подготовившая большую коллективную выставку. В ней участвуют 15 художников — от тонко играющего геометрией Владимира Наседкина и его супруги Татьяны Баданиной до цифрового художника Кирилла Rave, показавшего новую серию работ «Фрактальная деконструкция». Кстати, это не первый проект галереи, посвященный архитектурно-урбанистической теме, — ему предшествовали выставки «Урбанизм: pro&contra» (2014) и «Мегаполис: pro&contra» (2020).

7. «КУКРЫНИКСЫ»

Москва, ЦВЗ «Манеж». До 15 декабря

Художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов вошли в историю под псевдонимом Кукрыниксы. Зритель знает этих авторов по жестким сатирическим работам, созданным в годы Великой Отечественной, а также по зарисовкам с Нюрнбергского процесса и, конечно, карикатурам времен холодной войны. Все эти вещи составили костяк нынешней выставки, приуроченной к столетию образования Кукрыниксов: кстати, это первый проект подобного масштаба с прижизненной выставки художников 1977 года. Впрочем, зрители могут увидеть и совсем неожиданные вещи: например, портреты, натюрморты и лиричные пейзажи. Николай Соколов утверждал: «Я, как Куприянов, тоже люблю писать воду: еще в юности, живя на Волге, я пристрастился к ней. У Левитана мы старались научиться мастерству пейзажа картины, композиционной цельности образа природы. Природа может быть и холодной, и суровой, и мягкой. Вот и приходится художнику осмысливать свои впечатления, уметь почувствовать разные состояния природы». Кроме того, на выставке есть театральные работы, принесшие художникам славу ярких сатириков, — например, эскизы костюмов к спектаклю «Город Глупов» по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города» (Театр Сатиры). А также книжная графика — Кукрыниксы, в частности, иллюстрировали «Дон Кихота» Сервантеса и «Мертвые души» Гоголя. В целом, стоит настроиться на долгий вдумчивый просмотр — всего представлено 314 работ.

8. «СОВПАДЕНИЕ ГОРИЗОНТА»

Москва, галерея Artstory. До 5 января 2025

Выставка, завершающая празднование десятилетия галереи Artstory, получилась необычной. С одной стороны, на ней представлены сходства и различия «горизонтов видения» двух художников — Владимира Мигачева и Александра Кабина. Оба не раз показывали свои «персоналки» в Artstory, и сопоставление этих авторов приходило на ум многим зрителям. Причем сходство обнаруживается не на уровне техники или визуального ряда, а, скорее, общего настроения — когда вспоминаешь, что жизнь неразрывно связана со смертью, следующей за ней настойчивой тенью; когда будущее мгновенно превращается в прошлое, а ускользающее настоящее притворяется бесконечным; и когда катастрофа буквально ощущается в воздухе. Оба художника выбирают сдержанный колорит, и все же у Мигачева цвет выглядит активнее, тогда как Кабин уходит практически в монохром. Что любопытно, проект не только сопоставляет горизонты двух авторов, но и сравнивает их с точкой зрения коллекционеров — основателей галереи Artstory Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма. В двух малых залах представлены работы художников из коллекции галереи, выбранные ее владельцами. А в большом зале и коридоре — новые работы Кабина и Мигачева. И это возможность для зрителя проверить «совпадение горизонта» — чей выбор ему окажется ближе.

9. «ВИКТОР ПОПКОВ»

Москва, Государственная Третьяковская галерея. С 4 декабря по 11 мая 2025

Виктор Попков — художник удивительной судьбы. С одной стороны, он был обласкан советской властью: так, его дипломную серию «Транспорт» купила Третьяковская галерея — случай, прямо скажем, неординарный. За этим триумфом последовали и другие: его работы печатали в журналах, а самому художнику разрешали выезжать за границу. Кроме того, Попков был одним из родоначальников «сурового стиля»: эталонное в этом плане произведение — «Строители Братска» — также было приобретено Третьяковской галереей. В 1967-м мастер получил Гран-при биеннале в Париже, однако к тому времени попал в сложную ситуацию: из-за конфликтов с ретроградами от искусства его работы практически перестали брать на выставки. А потом — внезапная, нелепая смерть, обстоятельства которой остаются до конца неизвестными: художник погиб от пули инкассатора в центре Москвы.

Возможно, Попков предчувствовал свой трагический уход — недаром его работы год от года становились мрачнее, особенно автопортреты, через которые он словно пытался угадать свою судьбу. Менялся и колорит, уходили яркие краски. Некоторые вещи по понятным причинам художник писал для себя, и они стали доступны уже новым поколениям зрителей. Последняя большая выставка Попкова прошла в 2013 году в залах Российской академии художеств, на ней сопоставлялись его официальные и неофициальные вещи. Третьяковская галерея, в свою очередь, обещает представить крупнейшую монографическую выставку Виктора Попкова — всего покажут более 200 работ, — и поклонники этого неординарного художника уже скоро смогут ее оценить.


Фотографии: Кустодиев "Масленичное катание" 1919 г., предоставлено Научно-исследовательским музеем при Российской Академии художеств. На анонсе Василий Кузьмиченок / АГН "Москва".

Читайте также

Россияне рассказали о вдохновляющих факторах на работе

Специалисты «Смоленскэнерго» восстанавливают электроснабжение в сети 0,4 кВ по заявкам потребителей после циклона

В Барнауле временно изменено движение автобусов на улице Кулагина



Новости России
Ria.city
Москва

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области напоминает: С начала года сотрудники контакт-центра Отделения СФР по Москве и Московской области проконсультировали более 880 тысяч граждан

Moscow.media


Подмосковье

В Подмосковье росгвардейцы пришли на помощь пострадавшим в результате ДТП

Rss.plus
Москва

Отмечаем праздник феерично: Новый год в отеле


Диана Арбенина

Диана Арбенина упала с балкона на концерте в Петербурге


News Every Day

Fanatics Support The Growth Of Women's Football


Москва

Более 1 тысячи компаний участвует в Московской неделе интерьера и дизайна


Новости тенниса
WTA

WTA сделала заявление об отстранении второй ракетки мира


Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru
Симферополь

Названы ТОП 10 городов России по качеству жизни

Секретар Миколаївської міськради у робочий час у нетверезому стані рекламував свій бізнес


Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России
Москва

Собянин рассказал о развитии проекта "Сделано в Москве"

Техник-паспортист СЛД «Сольвычегодск» Марина Созинова отмечена Благодарственным письмом от Совета женщин Сольвычегодского региона.

"Спартак" уступил "Ростову" и выбыл из Пути РПЛ Кубка России

Опера «Бал-маскарад» 6 и 7 декабря. Составы исполнителей

Энергетики обошли в поисках повреждений более 3,8 тысячи километров линий электропередачи в Смоленской области


Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости
Здоровье

Гастроэнтеролог Садыков рассказал, как холодец влияет на уровень холестерина


Концерт в честь 15-летия городского казачьего общества прошел в Мытищах

Продвижение Музыки. Продвижение Песен. Раскрутка Песни.

«Я часто пересекалась с Юрой за кулисами»: Савичева рассказала, как спела песню Шатунова

Андрей Губин завершил карьеру из-за проблем со здоровьем


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro

Москва

ProcessTech: новые горизонты Process Mining и Task Mining в России


В День матери подмосковные росгвардейцы провели тематические мероприятия

В Подмосковье офицер Росгвардии оказал помощь в эвакуации  пострадавших в результате ДТП

В Солнечногорске сотрудники Росгвардии почтили память коллег, погибших при исполнении служебного долга

В Подмосковье росгвардейцы пришли на помощь пострадавшим в результате ДТП