Загадки картины Шишкина "Утро в сосновом лесу": кто стер с нее подпись
Картина Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу" стала всенародно узнаваемой, когда украсила фантики. Конфеты "Мишка косолапый" поступили в продажу в 1913 году и стали очень популярны, несмотря на высокую цену – килограмм "мишек" тогда стоил как четыре курицы. А в 1920-е годы Маяковский даже придумал для них меткий слоган: "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе сберкнижку".
В народе работу Шишкина прозвали "Три медведя". Хотя почему – загадка, ведь на ней изображены четыре косолапых. Есть у этого полотна и другая тайна.
Изначально на картине, кроме подписи Шишкина, был автограф еще одного художника. Но один очень уважаемый человек своими руками с помощью скипидара стер его подпись с холста. Кто и зачем это сделал? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Кто купил "Утро в сосновом лесу" у Шишкина
Картину "Утро в сосновом лесу" знаменитый галерист Павел Третьяков купил в 1889 году за четыре тысячи рублей. Весьма крупная сумма по тем временам – в переводе на сегодняшние деньги это около трех с половиной миллионов рублей. К тому моменту в коллекции Третьякова уже было 12 произведений Шишкина. Меценат высоко ценил творчество русского пейзажиста.
"Третьяков по-настоящему любил русскую природу во всех ее проявлениях, негромкую, тихую, в любое время года, даже в грязной луже он видел поэтику. Именно поэтому работы Шишкина с его такой скрупулезной академической манерой переноса реальности уже на холст, конечно же, он их очень любил", – объяснила искусствовед Тамара Танатарова.
Кто стер подпись с картины Шишкина
У Третьякова было строгое правило: он запрещал вносить изменения в картины после покупки. В 1878 году галериста ослушался художник Константин Савицкий, чем немало его раздосадовал. Третьяков купил его картину "Встреча иконы", посчитав ее законченной и очень талантливой, но Савицкий решил, что она нуждается в доработке.
"Савицкий предложил ее немножко обновить. Третьяков сопротивлялся, и художник без его ведома, без его присутствия пришел и немножко обновил картину свежими красками, но не угадал с цветом – облака стали казаться розовыми. Павел Михайлович пришел в ярость, приказал убрать все обновления, и картина сейчас выставлена так, как она была написана изначально", – рассказала культуролог, публицист, искусствовед Жанна Полански.
Какого же было удивление Третьякова, когда на купленной им картине Ивана Шишкина он увидел подпись Константина Савицкого. Галерист отлично помнил, что на момент покупки полотна ее там не было. Откуда взялся второй автограф, Третьяков выяснять не стал, он просто взял скипидар и стер фамилию Савицкого.
"Он действовал в рамках договора. Он покупал работу у одного художника. Для него была важна коллекция работ Шишкина. Зачем ему Савицкий? Его вполне можно понять", – пояснила Тамара Танатарова.
Правда ли, что Шишкин не сам рисовал медведей
Художник Константин Савицкий, как и Иван Шишкин, любил рисовать русскую природу. На почве любви к искусству живописцы подружились и даже породнились. Савицкий стал крестным отцом младшего сына Ивана Шишкина Константина. К сожалению, мальчик умер в возрасте трех лет от чахотки.
В своих воспоминаниях Савицкий писал, что именно ему принадлежал замысел картины "Утро в сосновом лесу". А Шишкина он привлек в качестве соавтора.
Среди специалистов встречается и другое мнение. Возможно, Савицкий увидел в мастерской Шишкина начатую картину и попросил своего кума о сотрудничестве, так как нуждался в деньгах. Шишкин не отказал и предложил Савицкому написать медведей.
"Все бы осталось на уровне неких предположений и догадок, если бы не были найдены воспоминания племянницы Шишкина Александры Тимофеевны Комаровой, в которых она упоминает о том, что медведей Савицкий рисовал по эскизу Шишкина, то есть Шишкин прям вписывал композиционно этих медведей", – рассказала Тамара Танатарова.
Действительно ли Шишкин не умел рисовать животных
Есть еще одна версия: якобы Шишкин попросил Савицкого написать медведей, так как сам не умел рисовать животных. Но она не выдерживает никакой критики. Писать животных Иван Шишкин учился в Цюрихе у лучшего швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. К тому же сохранились карандашные эскизы для этой картины, выполненные Шишкиным. На них не только пейзаж, но и превосходно нарисованные фигуры медведицы с медвежатами.
"Медведи, скорее, на этом полотне появились как некая смягчающая деталь, которая показывает торжество жизни над смертью, потому что на сломанном, вырванном с корнем огромном дереве, которое изображено посреди полотна, которое изначально, если бы не было медведей, несло бы такой сильный драматизм, сидят маленькие медвежата и вглядываются куда-то вдаль, как показатель того, что жизнь продолжается", – предположила Жанна Полански.
Шишкин объяснил свой замысел другу и передал ему эскизы. Савицкий перенес медведей на полотно и сделал это мастерски. Шишкин остался доволен его работой и поделился с ним полученным от Третьякова гонораром – отдал ему четвертую часть денег.
"То есть Константин Аполлонович получил 1000 рублей. По тем временам это достаточно большие деньги", – уточнила Жанна Полански.
Однако Константин Савицкий посчитал такое решение несправедливым. Вот что он написал по этому поводу в письме родителям своей жены:
"Картина продана за 4 тысячи, и я участник в четвертую долю! Много скверного ношу в сердце своем по этому вопросу, и из радости и удовольствия случилось нечто обратное".
Вероятно, Савицкий затаил обиду на своего кума, во всяком случае ни одного совместного полотна они больше не создали. Но и общение не прекратили – Иван Шишкин и Константин Савицкий продолжали дружить и поддерживать друг друга до конца жизни.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.