Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
23
24
25
26
27
28
29
30
Новости 24 часа |

Африка глазами коллекционера — сегодня и 120 лет назад: выставка в Музее Востока

18 ноября День рождения Деда Мороза

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Социальный фонд проинформирует самозанятых о формировании пенсионных прав

Спасатели помогли женщине выбраться из покорёженной "девятки"

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области напоминает: Социальный фонд проинформирует самозанятых о формировании пенсионных прав

В Москве показывают одну из старейших в России университетских коллекций африканского искусства и ремесла.

Музей Востока представил «Образы Африки»: так называется выставка, включающая в себя более ста предметов из собрания Казанского университета. Эта коллекция хранит немало тайн: ее начинали собирать более 100 лет назад, когда поставщики диковин с черного континента не слишком заботились о том, чтобы досконально выяснить историю предметов. С тех пор подход к собирательству — как и сам взгляд на Африку — кардинально изменился: об этом свидетельствуют экспонаты, пополнившие коллекцию уже в 2010-е годы. Куратор выставки Дарья Ванюкова рассказала «Культуре», какие вещи интересовали собирателей начала XX века, как менялось отношение к африканскому искусству и в чем проявилось влияние западной массовой культуры.

— В чем уникальность коллекции Казанского университета?

— Это одна из старейших университетских коллекций нашей страны. Ее начали собирать еще в 1902 году: будущим географам и этнографам нужны были знания не только о Российской империи и близлежащих регионах, но и о далеких частях света — Австралии, Африке, Океании. Наряду с предметами материальной культуры в университетские коллекции поступали антропологические манекены, изображавшие африканцев. В собрании Казанского университета есть два подобных манекена, выполненные в человеческий рост и одетые в национальные костюмы.

Впрочем, наш музей по своему профилю — художественный, поэтому нас в первую очередь интересовали предметы искусства. При этом сам термин «искусство» является дискуссионным по отношению к традиционным культурам, поскольку для них не характерна идея искусства ради искусства. Как правило, они создавали функциональные вещи, которые при этом были декоративно оформленными. Отсюда — дискуссии о том, нужно ли показывать этнографические коллекции в художественном ключе. Скажем, ложка — бытовой предмет, однако на нашей выставке можно увидеть южноафриканские ложки, являющиеся также ритуальным атрибутом. Это почти скульптуры — с витой ручкой, вырезанной из дерева сквозным способом, с изображением человеческой головы. Долгое время считалось, что у африканцев не было идеи искусства, и вещи носили ритуальный и функциональный характер. Конечно, искусства в современном понимании они не знали, но, безусловно, украшали свое жилище, одежду и различные предметы.

Еще на материале коллекции Казанского университета можно проследить, как менялись принципы собирательства. В старой части коллекции, сформированной с 1902-го по 1912-й год, нет ритуальных масок. Эти вещи долгое время не считали искусством, пока их не открыли для себя авангардисты. Профессура Казанского университета ставила перед собой другую задачу — собрать как можно более полную коллекцию африканских предметов. Так формировались типологические ряды — например, 50 видов копий, различающихся наконечником, или различные виды набедренных повязок. В Европе в то время существовало множество фирм, торговавших экзотическими предметами: их услугами пользовались как частные коллекционеры, так и музеи с университетскими собраниями. При этом музейщики относились к подобным фирмам скептически, поскольку вещи не сопровождались научной информацией. Зато было удобно делать заказ: вы отмечали интересующие позиции, как в каталоге, — например, пять копий и четыре подголовника — и вам присылали выбранные предметы.

— Расскажите, как работали эти фирмы.

— Старая часть казанской коллекции сформирована благодаря двум подобным фирмам. Одна партия предметов была закуплена в фирме Umlauff, основанной в 1868 году Фридрихом Густавом Умлауффом. Будучи корабельным плотником, он долгое время плавал на торговых кораблях и завязал знакомства с торговцами, привозившими с африканского континента пальмовое масло, древесину и слоновую кость. Человек наблюдательный и предприимчивый, Умлафуфф пришел к выводу, что интерес к Африке в ходе колонизации будет расти: колониальные державы захотят узнать, что может дать им тот или иной регион. Кроме того, будут развиваться этнографические и географические науки — а, значит, потребуются предметы и образцы из разных регионов. В итоге Умлауфф открыл фирму в Гамбурге и стал скупать через поставщиков африканские вещи, которые в свою очередь предлагал музеям. У него был специальный бланк: в собрании Казанского университета сохранилось несколько экземпляров. После поступления заказа Умлауфф находил нужные предметы на своем складе, присылал счет и, получив оплату, отправлял вещи. Сам он в экспедиции не ездил — только пользовался услугами поставщиков, которые в то время не интересовались, из какого региона Африки привезен тот или иной предмет. В лучшем случае они указывали страну происхождения, а иногда просто писали «Африка». Нередко вещь определяли как африканскую на глаз. На выставке есть несколько предметов, поступивших с пометкой «Африка», но затем переатрибутированных. В одном случае, это лодка, изготовленная, видимо, в мастерских Умлауффа, в другом — индонезийский веер.

— То есть какие-то артефакты делали в мастерских?

— Да, например, антропологические манекены, а также модели лодок и орудий труда — чтобы насытить спрос на информацию в музейной и образовательной среде. Еще одной фирмой, пополнившей коллекцию Казанского университета, была фирма Юлиуса Кониецко, основанная в 1912 году тоже в Гамбурге. Юлиус Кониецко, получивший этнографическое образование, интересовался традиционными культурами: сам ездил в экспедиции и привозил из вещи с черного континента. В 1950-е, когда начался бум на африканское искусство, он переориентировался на торговлю предметами искусства — прежде всего, ритуальной пластикой и масками. Кстати, его фирма существует до сих пор.

— Чем она занимается?

— По-прежнему продает африканское искусство. Они предоставили нам на выставку несколько фотографий. Я также хотела проконсультироваться с ними по поводу некоторых вещей из собрания Казанского университета, но у них, к сожалению, не сохранилось документов. Пополнение коллекций через фирмы было способом, типичным для того времени: Африка находится слишком далеко, и экспедиции были сложным и затратным делом. Конечно, у Музея антропологии и этнографии (знаменитой «Кунсткамеры») была возможность отправить туда маститых ученых, однако в собрании этого музея есть вещи из коллекции Кониецко и Umlauff — хотя это и не приветствовалось в научной среде.

С тех пор принципы собирательства изменились. Новая часть коллекции Казанского университета, поступившая в 2011 году, почти целиком состоит из масок и скульптуры. В целом, это относится ко всем российским частным коллекциям африканских предметов. Почему наша выставка называется «Образы Африки»? Мы имели в виду не только изображения, но и образ континента, востребованный культурой и определяющий оптику собирателя. С одной стороны, мы видим университетских профессоров, скрупулезно выписывающих названия предметов, которые они хотят получить — чтобы дать максимум знаний своим студентам. С другой — современных коллекционеров, приезжающих на африканский континент и руководствующихся при выборе предметов своими эстетическими представлениями. Ярослав Галко, подаривший коллекцию Казанскому университету, приобрел ее у бизнесмена Игоря Копытцева, уроженца Санкт-Петербурга, посещавшего Африку вместе с учеными-африканистами. Коллеги из Петербурга тепло вспоминают о нем, поскольку он помог многим попасть на африканский континент. В ходе этих поездок Копытцев имел возможность консультироваться с учеными и опираться при покупке предметов на их профессиональное мнение. Таким образом была сформирована новая часть собрания Казанского университета.

— Были ли сюрпризы, связанные с атрибуцией предметов из старой части коллекции?

— Большинство предметов из старой коллекции пришлось атрибутировать заново. А в отношении отдельных вещей нам оставалось лишь развести руками. Например, в экспозиции есть один предмет, напоминающий кожаную подушку. Он также похож на емкость для воды или молока, но при этом прошит через край, с довольно большими отверстиями. А еще украшен латинскими инициалами TL, нанесенными способом клеймения. Формально эта «подушка» напоминает некоторые предметы, характерные для скотоводческих этносов Южной и Восточной Африки, однако они не пользуются подушками — только подголовниками, которые, кстати, тоже можно увидеть на выставке. По одной из версий, эта «подушка» на самом деле не африканского происхождения: подобные вещи можно встретить у североамериканских индейцев. Кониецко бывал в Лапландии и мог привезти оттуда этот предмет. С другой стороны, фактура «подушки» напоминает кожаные щиты зулу: шкуры вытерты сходным образом, приемы сшивки и срезки кожи почти идентичны. Однако европейские инициалы разрушают теорию о том, что эта вещь была сделана обществом Зулу. Хотя, возможно, она задумывалась как сувенир: европейцы бывали в этом регионе и обменивались товарами с местными жителями. Так что это мог быть специально изготовленный декоративный предмет. «Подушка» поступила в собрание Казанского университета в 1911 году: в документах она обозначена как «Подушка из Африки», что в целом характерно для старых коллекций. Скажем, в собрании Сергея Щукина среди африканских статуэток есть одна неафриканского происхождения. Долгое время ее считали африканской, но недавно все-таки переатрибутировали. Традиционные культуры, имеющие сходные условия жизни, нередко создают похожие предметы. Носитель культуры сразу заметит разницу, но мы с вами не относимся к традиционным культурам и, к тому же, отстоим от этих предметов на столетие, поэтому не можем различить нюансов в способах обработки кожи, плетения и скручивая кожаных жгутов. В общем, эта «подушка» снится мне теперь по ночам. Надеюсь, кто-нибудь из зрителей поможет нам разгадать ее секрет.

— Какие еще есть интересные экспонаты?

— Например, африканское оружие. Конечно, в Африке по-прежнему существуют традиционные формы оружия, но предметы XIX века — особая история. И хотя эта красота — смертельная, уровень и качество обработки металла поражает. Что касается современной части коллекции, то здесь можно увидеть восхитительные крупные вещи — личины, наголовники, скульптуры. Один из моих любимых персонажей — Папа Денсу: трехголовый шестирукий мужчина оранжевого цвета, в пляжных шортах и шлепанцах. Этот персонаж обычно сопровождает водное божество, известное во многих африканских культурах как Мами Лата — морская богиня. В XX веке она стала частью городской культуры и была переосмыслена как мифический персонаж. Мами Лата покровительствует женщинам и мужчинам, мечтающим быстро разбогатеть; она строптива, у нее нет детей. Папа Денсу, ее брат или любовник, имеет черты индуистских божеств: в Западной Африке много индийских общин. В следующем году мы планируем выставку, посвященную африканским русалкам, и Папа Денсу, яркий и выразительный, будет одним из ее персонажей.

— В современных африканских артефактах ощущается влияние западной массовой культуры?

— Не только в современных, но в старых — как в той же «подушке» с латинскими инициалами. Можно также вспомнить бисер, который завозили в Африку из Европы. Еще пример, представленный на выставке — красивая коробочка, очевидно, от какой-то мази, приделанная к бисерному украшению, в которой, вероятно, что-то хранили. В XX веке на замену минеральным красителям пришли искусственные: так появились неестественно яркие вещи. Или другой интересный пример — маски общества Геледе в Нигерии, которые можно увидеть на выставке. Зачастую их украшают изображениями самолетов и велосипедов. Эти маски практически утратили свое сакральное значение — сегодня они связаны с театральными историями назидательного характера, призванными наставить молодежь на путь истинный. Например, будешь долго сидеть за компьютером — ослепнешь. В подобных представлениях юмор играет колоссальную роль, причем, он должен быть современным, основанным на знакомых молодым людям реалиях. Поэтому облик масок отражает то, что происходит в окружающем мире.

Выставка работает до 8 декабря.

Фотографии: Марият Магомедова / пресс-службой Государственного музея Востока.


Почему женщины больше подвержены риску смерти от сердечно-сосудистых заболеваний

Участвовать в Передаче Телеканала

Заболевания, которые видны на коже

Like FM – партнер сольного концерта Тоси Чайкиной

Coach Scaloni delivers key message to Messi and Argentina players about team composition for 2025

Bradford star has weekend to forget with dreadful throw-in before being forced to leave pitch after shoulder pops out

Taarak Mehta Ka Ooltah Chashmah's Mandar Chandwadkar reacts to Dilip Joshi and Asit Modi's altercation rumours

Coach set for crunch talks with Real Madrid giant; could have big bearing on Liverpool colossus

Sony is rumoured to be snapping up FromSoftware's parent company in the industry's ongoing mission to be consolidated to hell and back

If you spend more time downloading Skyrim mods than actually playing them, 'Vanilla Plus' modding is the excuse you need to dive back in

Stalker 2: Heart of Chornobyl best graphics settings guide

Stalker 2: Heart of Chornobyl performance analysis—Everyone gets ray tracing but the entry fee is high

Читайте также

На Урале мужчина открыл стрельбу в торговом центре. "Много крови". Есть раненые

Гиподинамия у детей: советы врачей

В Красногорске прошел фестиваль по скандинавской ходьбе



Новости России
Ria.city
Москва

В Чехове сотрудники Росгвардии задержали подозреваемого в незаконном обороте наркотиков в крупном размере

Moscow.media


Росгвардия

Начальник Главного управления Росгвардии по Московской области полковник полиции Пётр Зоров обратился к ветеранам региональной общественной организации войск правопорядка

Rss.plus
Москва

Заявление президента России Владимира Путина


Лариса Долина

Задержан еще один подозреваемый в участии в афере с квартирой Долиной


News Every Day

Taarak Mehta Ka Ooltah Chashmah's Mandar Chandwadkar reacts to Dilip Joshi and Asit Modi's altercation rumours


Москва

«Роскосмос» опубликовал снимок обрушившегося на Москву шторма


Новости тенниса
Елена Рыбакина

Чего ждать от Елены Рыбакиной с экс-тренером Новака Джоковича? Взгляд эксперта из России


Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru
Симферополь

Домашний ужин или офисный обед — где заказать пиццу в Симферополе?

Кормішкін довів, що проти його сім'ї почалася дискредитаційна компанія і фейки видають за правду


Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России
Москва

Сергей Собянин: новая выставка в Музее Москвы расскажет об истории города

Кажетта Ахметжанова: 5 признаков того, что у вас светлая душа, излучающая высокие вибрации

Сервис «Яндекс.Карты» отметил рост популярности кофеен в России

Лавров: Россия выступает за недопущение ядерной войны

Sony is rumoured to be snapping up FromSoftware's parent company in the industry's ongoing mission to be consolidated to hell and back


Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости
VIP

«Юмор FM» – лауреат премии «Бренд года в России 2024»


ВИДЕО ⟩ Между Трэвисом Скоттом, Канье Уэстом и Карди Би: у Лободы вышло ASMR-интервью с главным конкурентом американского MTV

Трио Даниила Крамера выступило на джазовом фестивале во Владивостоке

Питчинг Релиза. Отправить релиз на Питчинг.

Концерт группы «Фрукты», шоу «Женский форум», StandUp концерт Елизаветы-Варвары Арановой: куда пойти в Петербурге 22 — 28 ноября


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro

Москва

«МК»: москвичка получила сотрясение мозга из-за упавшей во время шторма ветки


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!