Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Новости 24 часа |

Скрипач Даниил Коган: «Публика — это Эвридика, мы — Орфеи. Важно не оборачиваться и не смотреть на нее»

Беспроводной сканер штрих-кодов SAOTRON P05i промышленного класса

«Грузовичкоф» принял участие в открытии Общественной приемной по вопросам логистики

«Грузовичкоф» принял участие в открытии Общественной приемной по вопросам логистики

«Грузовичкоф» делится лучшими практиками на конференции «Грузоперевозки 2024»

Большим концертом в Малом зале Московской консерватории 19 ноября завершается фестиваль, посвященный столетию со дня рождения Леонида Борисовича Когана. В числе участников его внук, солист Московской филармонии Даниил Коган. Сегодня он — собеседник «Культуры».

— Леонид Коган, говоря о Паганини, упоминал, что тот был «прирожденным скрипачом». Сам Леонид Борисович, бесспорно, тоже им был. Какие физические и ментальные особенности, на ваш взгляд, входят в это понятие?

— Предрасположенность к скрипке — вещь метафизическая, парадоксальная и до конца не изученная. Дедушка отшучивался, когда ему говорили, что он гений. Отвечал: «Какой же я гений? Чтобы быть им, нужно обладать тридцатью двумя свойствами, а у меня только тридцать одно». Когда же его спрашивали, что за свойство у него отсутствует, говорил: «А вот это уже секрет».

Наверное, должна быть некая интуитивная прилаженность к этому инструменту, который на самом деле абсолютно не анатомичен. На скрипке нет точек опоры, нет какого-то естественного к ней прикосновения. Когда человек учится на рояле, он может через месяц сыграть первую пьеску, и она прилично прозвучит. То же самое с флейтой, с ударными. А когда человек учится на скрипке, первые несколько лет невозможно вообще слушать то, что он играет. Просто больно.

Но иногда берет ребенок скрипку в руки, извлекает звук, и у него звучит сразу. А некоторые люди оканчивают консерваторию и только начинают постигать искусство звука. Плюс, конечно, руки очень важный элемент. Пальцы должны быть очень гибкими, и при этом не слишком короткими и не слишком длинными. Существует также понятие благодарной физиологии. Например, есть целая группа скрипачей, которым ничего не стоит быстро повторять репертуар, не разыгрываясь, выходить на сцену, не теряя при этом качества звука. А есть люди, которым перед концертом надо играть час, полтора, два, чтобы прозвучать достойно.

— Какие из записей Леонида Борисовича стали вашими любимыми?

— Трудно сказать. С детства я очень увлекался его записью «Фауста» Венявского. Могу также назвать концерты Бетховена, Брамса, Шостаковича, Вторую сонату и Второй концерт Прокофьева, Пятый концерт Вьетана, скрипичные сонаты с клавесином, которые он записал с Карлом Рихтером. Вот это я слушал более всего. Его наследие, конечно, потрясает. Это гигантская школа для любого музыканта. У нас в семье была традиция — собирались у бабушки в комнате и слушали дедушкины записи. Тот проигрыватель до сих пор стоит у нас в квартире.

Когда я сейчас возвращаюсь к его записям, нахожу много того, чего раньше не замечал. Со многим не соглашаюсь. Но то, что он сделал, все равно остается для меня невероятным. И знаете, что удивляет? Я слушаю многих музыкантов, и с годами моя наслушанность возрастает. Я начинаю в чем-то разочаровываться, что-то находить преувеличенно, скажем так, захваленным, но я до сих пор не нахожу никаких прорех и уязвимых мест в исполнении дедушки.

Проходят годы, а мое мнение не меняется. Для меня его игра остается совершенной. Его исполнение, как зеркало или как гладкая поверхность стола: сколько ни води рукой, не сможешь нащупать шероховатостей. Приходишь через какое-то время, опять проводишь рукой, а поверхность такая же гладкая.

— Пианист Григорий Гинзбург назвал Леонида Когана дьяволом, имея в виду его фантастическую виртуозность. Дьяволом называли и Паганини, а вот его современник, не меньший виртуоз-пианист Лист этого титула не удостоился. Как считаете, почему именно скрипка попала в число демонических инструментов?

— Тут, на мой взгляд, два аспекта. Первый — это, конечно, дьявольская трудность игры. Мы, как канатоходцы, пальцами ходим по натянутым четырем металлическим струнам-канатам. А если работаешь на канатах — это обязательно барабанная дробь, некое напряжение. И пусть под струнами есть гриф, все равно не покидает ощущение, что мы постоянно балансируем. Скрипка как самый виртуозный струнный инструмент является, наверное, самым ярким представителем инструментального трюкачества.

Во-вторых, мне кажется, ассоциация с дьяволом связана с тем, что у скрипки, по сравнению с другими инструментами, самая богатая палитра красок. Огромное звуковое богатство. Точно богаче, чем у рояля. Очевидно богаче, чем у большинства духовых. Она может неузнаваемо менять тембры, может подражать духовым, ударным, вокалу. Дьявол по легенде принимает разные обличия, как и скрипка с ее огромными способностями к мимикрированию. Особенно в современной музыке эти приемы впечатляют.

— Скрипач Исаак Стерн главной творческой чертой Леонида Когана назвал честность по отношению к авторскому тексту. «Охранитель музыки» — так он его охарактеризовал. В современном исполнительстве, пожалуй, преобладают интерпретаторские трактовки. Что важнее для вас — верность композитору или желание прочесть его музыку по-своему?

— Вот как раз я бы не сказал, что в современном исполнительстве преобладают интерпретаторские трактовки. Мне скорее кажется, что исполнительство пошло по двум направлениям. Первое — это некая… ну, не топорность, это плохое слово, а какая-то строгость, консервативность. Второе — это радикальность. И практически нет никого, кто находился бы между левыми и правыми. То есть центристов в музыке практически нет сейчас. Остались радикалы и консерваторы. А ту школу, то поколение, и моего дедушку в частности, отличало невероятное благородство и узнаваемость с первой ноты.

Мне кажется, уникальность его как музыканта в том и состоит, что он без всякого радикализма смог найти свой невероятный язык — абсолютно уникальный, штучный, ни на кого не похожий. И при этом, повторюсь, остаться в рамках невероятного благородства. Как и большинство великих музыкантов того времени. Это действительно был какой-то пик, какая-то точка сборки, я бы сказал. С нее мы уже разошлись по двум путям.

— Леонид Борисович совмещал концертную деятельность с преподаванием в Московской консерватории, возглавлял кафедру скрипки. Можно ли говорить, что ныне существует школа Когана?

Здесь, конечно, надо быть объективным и признать, что преподавание не было для него основным видом деятельности. Он очень много гастролировал и не мог уделять достаточно времени студентам. А когда преподаешь специальность, то, конечно, важен постоянный процесс. То есть он не должен быть рваным. Не уверен, что дедушку педагогика интересовала настолько, чтобы постоянно в нее вникать. И у него были ассистенты совершенно замечательные: Володарь Петрович Бронин, Сергей Иванович Кравченко, какое-то время Майя Самуиловна Глезарова.

Я бы скорее охарактеризовал его как консультирующего педагога. Конечно, он вел своих студентов. Но они, наверное, больше получали от того, что попадали в ореол его художественного и человеческого дара. Для скрипачей того времени его фигура была настолько огромной и значительной, что, думаю, само его присутствие давало невероятную мотивацию.

По сути, школа Когана исходит из школы Абрама Ильича Ямпольского, его учителя. И всё, что Леонид Борисович умел и знал, как мне кажется, взято оттуда. Ее традиции он, как костюм, подогнал на себя. У него не было возможности создать свою собственную универсальную школу. Как большой артист, он тратил большую часть времени на творчество. И все-таки из его класса вышли замечательные скрипачи. Уверен, во-многом потому, что они просто находились рядом с ним. Когда можешь играть для такого человека, разговаривать с ним, это очень многое дает. Это невероятное мерило.

— На минувшей неделе концертом в Зале им. П. И. Чайковского тоже отмечался юбилей — пятилетие творческой команды «Притяжение», созданной вами с группой единомышленников. Получилось ли то, что вы задумывали пять лет назад?

— Концерт подвел, наверное, некий итог. Хотя я не люблю подводить итоги. Вообще «Притяжение» — хаотичный проект, очень рваный. У него нет какой-то сверхсложной концепции и нет сверхпростой. Мы просто собираемся. Иногда раз в месяц, иногда раз в полгода. И делаем то, что нам нравится. Исходим из количества идей, которые приходят нам в голову.

Пришли ли мы к тому, о чем думали пять лет назад? Или мы просто росли, как растет цветок, не понимая, чем он станет в процессе роста? Думаю, что, скорее, нам подходит вариант с цветком. Мы все много играем, много работаем. Нам важно иногда делать то, от чего мы сами получаем удовольствие, что нам самим кажется настоящим, ради чего можно пойти против каких-то законов жанра, законов индустрии. Для меня самое ценное в том, что мы делаем, — естественность. Мы не стараемся завлечь аудиторию. Не идем на поводу у рынка. Делаем то, что нравится. Зачастую это может раздражать или не вызывать никакой реакции, а может и восхищать.

Вполне возможно, что такие проекты рождают в искусстве нечто кардинально новое. Особенно если об этом не думать. Публика — это Эвридика, мы — Орфеи. Важно не оборачиваться и не смотреть на нее. Вот это главная задача. Мы должны просто идти, а публика пойдет за нами.

Фотографии: Илья Наймушин/РИА Новости; (на анонсе) Сергей Карпухин/ТАСС.

Читайте также

Операторы начали информировать абонентов о новых номерах на их имя

На участках лесного фонда после пожаров появятся молодые насаждения

Гунба приступил к исполнению обязанностей президента Абхазии



Новости России
Ria.city
Москва

СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

Moscow.media


Росгвардия

Спецназ Росгвардии уничтожил бронетранспортер ВСУ в Курской области

Rss.plus
Москва

АРМЕНИЯ. Спикер Совфеда посетит Армению


Певец

Певец Shaman пригласил юного гитариста подыграть ему во время концерта в Воронеже


News Every Day

Taarak Mehta Ka Ooltah Chashmah's Mandar Chandwadkar reacts to Dilip Joshi and Asit Modi's altercation rumours


Москва

«Грузовичкоф» принял участие в открытии Общественной приемной по вопросам логистики


Новости тенниса
ATP

Медведев опустился на пятое место в рейтинге ATP по итогам сезона


Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru
Симферополь

Домашний ужин или офисный обед — где заказать пиццу в Симферополе?

Кормішкін довів, що проти його сім'ї почалася дискредитаційна компанія і фейки видають за правду


Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России
Москва

Сергей Собянин. Главное за день

Футбол останется базовым спортом в Тамбовской области еще на год

Питчинг Релиза. Отправить релиз на Питчинг.

Лавров: Россия выступает за недопущение ядерной войны

Apple классифицирует iPhone 6s Plus и iPhone XS Max как «винтажные» во всем мире


Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости
VIP

Зимний вечер с Вадимом Эйленкригом и Relax FM


Ретроспектива Ивана Старостина в Музее-заповеднике С. В. Рахманинова

Мать кинокритика Антона Долина задерживали в московском аэропорту из-за таблеток от головной боли

Премьер Мариинки Шкляров погиб за два дня до операции на позвоночнике

Девушка рэпера Тимати Валентина Иванова выложила фото в нижнем белье


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro

Москва

Волонтеры «Норникеля» получили в Москве очередную награду


Мытищинский отдел вневедомственной охраны

Заместитель управляющего Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области Алексей Путин: «Клиентоцентричность - наш приоритет»

СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!