Все эти железяки: Политехнический музей приехал в петербургский Манеж
До февраля Манеж превратился в terra incognita для закоренелых лириков и совсем уж «девочек»: слава Отечества здесь представлена не в привычном разрезе искусства, но науки и техники. Новый проект обречен на успех у детской аудитории, которой есть, на что поглазеть и что пощупать.
«На странном мероприятии мы встретились!», – с недоумением отметила моя коллега, с которой мы давным-давно трудились на одной фабрике новостей. Первое впечатление от увиденного, и впрямь, было диковинным и даже обескураживающим. Культурная общественность имеет обыкновение забывать, что определение Манежа как центрального выставочного зала не исчерпывается областью прекрасного – наше материальное наследие также достойно восхищенного демонстрирования. Достижения духа и разума, инженерной мысли вызывают такие же восторги, как иной шедевр из особых кладовых – а иногда и более того. Хотя да: взаимодействие среднестатистического сознания с научно-технической революцией и рукотворным миром часто исчерпывается беглым изучением учебных параграфов и уроками труда. И с ходу разобраться, что к чему на этой выставке, нам будет непросто – нужно думать и изучать. Потому вполне понятны и недоумение, и последующий благоговейный восторг перед всеми собранными в Манеже железяками – а также фанерками, макетами, приборами и так далее.
Проектом «Политехнический музей: создавая настоящее» петербуржцы обязаны минувшему два года назад 150-летнему юбилею этой институции, которая, к глубокому сожалению, все еще лишена возможности принимать посетителей на своей основной площадке из-за затянувшегося ремонта. Праздничную дату, тем не менее, отпраздновали и продолжают отмечать до сих пор – в Северной столице показывают более трехсот экспонатов, многие из которых, иначе как диво дивное, не назвать. Огромный и, как водится, тернистый путь русской инженерной мысли и отечественной науки организаторы выставки и кураторы проекта из Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» постарались упаковать в несколько разделов: «Ресурсы», «Движение», «Энергия», «Информация», «Окружение», «Полет», «Жизнь» и «Природоподобие». Мне такое решение не показалось доходчивым – возможно, из-за пресловутого гуманитарного склада мозгов (простите за самонадеянность). Результат трудов авторов выставки похож на иллюстрированные энциклопедические познавательные книжки, которые начиная с середины девяностых пришли на смену академическим советским изданиям. Стремление к наглядности, доступность изложения – все на месте. Но некоторая хаотичность структурирования экспонатов ощущается и порой заставляет растечься мыслию по древу. Спасает эмоциональность проекта: нам есть, чем по праву гордиться, и такие кульминационные точки-экспонаты поддерживают ткань рассказа.
Первое такое свидетельство встречает посетителей прямо на входе, это единственный сохранившийся экземпляр российского легкового автомобиля «Руссо-Балт» К 12/20, выпущенный в 1911 – 1912 гг. на Русско-Балтийском вагонном заводе. Каким бы было отечественное автомобилестроение, если бы не трагические исторические события, приведшие к краху Российской империи и обрушению промышленности с последовавшим технологическим отставанием – остается только предполагать. Равно как и горестно вздыхать об утраченном высоком общественном и профессиональном положении инженеров, которые, по праву являясь привилегированной кастой, двигали вперед техническое производство, обеспечивая России одно из первых мест в списке технологически развитых держав. Как трудно наверстывать упущенное, какие усилия наша страна прикладывает ныне в этой области! Но главное, что есть интерес – примером тому послужил подслушанный озабоченный разговор устроителей, обсуждавших, как бы сохранить в целости этот экспонат, который, несомненно, станет фаворитом у публики – в первую очередь, у мальчишек. Скажу, что в глубине экспозиции, возле живописных аэросаней, почтовых и амфибий, поместились и демонстрационная модель автомобиля ГАЗ-208 «Победа», показывающая в натуре его устройство, и модель легкового электромобиля (!) Ипполита Романова образца 1899 года с собственными мотором и аккумулятором, и принадлежавший императорской семье автомобиль Columbia. Отдельно представленные «внутренности» также поражают воображение: созерцание установки роторно-поршневого двигателя или силового агрегата грузовика ГАЗ-АА в разрезе (абсолютно марсианского вида конструкция) подводят к умозаключению, что иная такая «железка» стоит хорошей оперы по изяществу и гармонии!
Где машинки, там и поезда с корабликами. Я родом из железнодорожной семьи, поэтому мой восторг здесь понятен. Но не будем забывать про оглушительный, практически цивилизационно-потребительский успех дорогущих (от 25 рублей) наборов игрушечной железной дороги производства ГДР в последние советские десятилетия – нынешние дедушки и отчасти папы добрый час простаивали у витрин. Ну а если такая игрушка оказывалась в доме, то к детям добавлялись сверстники-соседи и даже взрослые. Все это шипело, сталкивалось и подпрыгивало во время забегов по рельсам. А как жужжали игрушечные моторчики! На выставке железнодорожная часть не жужжит, зато макеты представлены очень серьезные. Это и первый разработанный в советской стране электровоз серии «Владимир Ленин» 22м-185, и живописнейшая модель товарного паровоза типа 1-4-0 серии Щ 1906 года: знаменитая «Щука» была последним локомотивом, спроектированным по инженерным законам девятнадцатого века и прослужившим стране аж до 1961 года. И, конечно, прилепляешься к стеклу, рассматривая все подробности у модели парового парома-ледокола «Байкал», на котором составы перемещали через великое озеро до строительства Забайкальской железной дороги. Первый рейс состоялся в 1900 году, последний – в 1918-м. О, жестокая русская история! Как много ты поломала – не только «Байкал»!
Тому, кто душой обращен в небо, тоже в Манеже раздолье. Микросамолет СП-30 представлен как есть, в виде моделей можно увидеть биплан «Гаккель-III» как свидетельство азов российского самолетостроения и Ту-214 в качестве нынешних свершений. Есть техника, способная улететь и куда подальше – например, космический шагоход. Очень трудно отойти от видеоаттракциона, в котором пара симпатичных космонавтов берут пробы грунта на какой-то планете, а потом приветствуют зрителей ритмичным помахиванием массивных скафандровых рукавов. Но это дело будущего, а желающие могут увидеть и иные приветствия, исторические: откроешь скрытый стенд в разделе самолетов – а там журнал сороковых с добрым и мудрым вождем в окружении его сталинских соколов на летном поле – мы помним, как все начиналось. Представлены и дореволюционные печатные артефакты, их удобно рассматривать и читать на выдвижных планшетах.
Еще раз обращу внимание на главное: детям здесь полное раздолье, недаром открытие проекта приурочили к началу осенних каникул. Интерактивные экраны помогут узнать, как ведет себя небоскреб при разных скоростях ветра, заглянув в микроскопы, можно многое понять про клеточный мир. Здесь научат измерять артериальное давление и определять характерные показатели не только для человека, но и для жирафа или лягушки. Покажут ловушку для плазмы. А чего стоят иллюстрированные рассказы про Крымский мост или многочисленные ажурные теле- и радиобашни. Дополнительной программой проекта предусмотрено проведение мастер-классов и детских экскурсий, на которых можно будет изучить любопытные аспекты строительства мостов или законы цепной реакции. Для семейной, молодежной и взрослой аудитории представит интерес фестиваль инженерных решений с лабораториями. Технический интеллектуальный досуг, дающий знания – отличное и полезное времяпровождение для поры, не очень располагающей к прогулкам под открытым небом. Манеж готовится к наплыву посетителей: многочисленные уборщицы снуют повсюду. «Чтобы не залапали!», – приговаривала тетушка, хлопоча с тряпкой возле внушительного микроскопа. Отдельно возведена внушительная модель авангардной псевдопаровой машины, которая светится и движется ради популяризации знаний, прогресса, а также получения впечатляющих фотоснимков.
Проект «Политехнический музей: создавая настоящее» работает в петербургском ЦВЗ «Манеж» до 9 февраля.
Фотографии: Евгений Хакназаров.