Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Даши Намдаков: «У меня была прекрасная мастерская под Лондоном, жизнь сложилась, и я задумался — а что дальше?»

ТСД SAOTRON RT41 GUN: практичный, производительный, надёжный

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Социальный фонд выплатит остатки материнского капитала менее 10 тысяч рублей

Чуйские зигзаги

Стоит ли отдавать ребенка в частную школу?

Знаменитый скульптор рассказал «Культуре», почему вернулся в Россию и как развивает родное Забайкалье.

Даши Намдаков — скульптор, прекрасно известный не только в России, но и за рубежом. Его выставки проходили в музеях и галереях самых разных стран — от Великобритании до Китая: зрителей неизменно завораживали скульптуры, соединившие архаику и современность. При этом как мастер Даши многогранен: он работал в качестве художника по костюмам в ленте Сергея Бодрова «Монгол», номинированной в 2008 году на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Выступил сценографом балета «Минотавр», поставленного в Большом театре. Стал ключевым соавтором проекта станции московского метро «Потапово», открытой в сентябре этого года. Не забывает Даши и о родном Забайкалье: в 2021 году рядом с его деревней Укурик открылся ленд-арт-парк «Тужи» с удивительными деревянными скульптурами. Уже дважды здесь прошел «Тужи Арт» — мультидисциплинарный фестиваль современного искусства. Творчество Намдакова всегда было тесно связано с родной землей и с бурятской культурой. Несколько лет назад мастер, достигший успеха за рубежом, решил вернуться в Россию. «Культура» побеседовала со скульптором о новых проектах, поддержке родной деревни и об отношении к современному искусству.

— Вы показываете не только сольные проекты: в разных российских городах прошла выставка «Ульгер: сказки и грезы. Авторские куклы семьи Намдаковых». К созданию кукол, насколько я знаю, вы привлекли всю семью. Как возникла эта идея?

— Мне захотелось отдать долг своим родным и близким. Я вырос в маленькой деревне, был шестым из восьми детей, и меня поднимала вся семья. Старшие братья и сестры даже не смогли закончить институт — нужно было растить нас, младших. Потом я стал взрослым, начал ездить с выставками по России и миру. При этом надо понимать: я младший из четырех сыновей, а у нас, бурятов, хозяйство держится на младшем сыне — именно он отвечает за пожилых родителей. Я же все время был в разъездах: утешал себя тем, что родители еще относительно молоды. Однако время шло, я взрослел, а они старели, и надо было что-то делать. Каждый раз, вернувшись домой, рассказывал родным о своих поездках, и видел блеск в их глазах: они слушали с огромным интересом и более того — сами хотели участвовать. Я долго думал и однажды после выставки собрал всю семью и предложил построить мастерскую, а заодно рассказал об идее проекта. Для родных это стало полной неожиданностью, хотя все они — люди творческие, мастеровитые, хорошо рисуют. Братья и сестры в итоге поддержали проект и стали каждый день ходить к маме и папе на «работу». В результате вся семья снова оказалась в сборе, и мне на душе стало спокойно: я понял, что выполнил свою миссию.

К сожалению, сегодня моего отца уже нет с нами. В последние годы его плохо слушались руки: он всегда был умелым мастером и не понимал, что происходит. Мы освободили его от всех дел, просили только нанизывать бисер определенным образом, чтобы получился узор. Он же нанизывал в произвольном порядке, и очень гордился тем, что участвует в большом семейном проекте. И до последних дней не знал, что сестры за ним заново все перебирали.

Сегодня я понимаю, что проект во многом получился благодаря особой атмосфере, царившей в нашей семье. Это исключительно заслуга родителей — результат их труда и вложенных в нас усилий. Я счастлив, что в проекте задействована вся наша семья, а я могу спокойно ездить по миру. Кстати, мои родные тоже путешествуют вместе с выставкой и дают интервью, хотя раньше стеснялись. Я и сам поначалу чувствовал себя не в своей тарелке. Хорошо помню свое первое интервью: поболтать я люблю, а тут встал перед камерой и понял, что ничего не могу сказать. Потом, конечно, научился — жить заставила. Так же произошло и с сестрами. Весной мы привозили «Ульгер» в Новосибирск. Я прилетел утром, открытие было назначено на четыре часа дня, и я сказал сестрам: «Открывайте без меня, а я подойду после официальной части». И попросил не говорить, что я приехал — иначе все внимание публики досталось бы мне, а они оказались бы за кадром. А так все прошло хорошо.

— Вы создали ленд-арт-парк «Тужи» рядом с родной деревней Укурик в Забайкальском крае и каждый год проводите там фестиваль современного искусства. Это тоже способ вернуть долг родной земле?

— Я уже в том возрасте, когда нужно отдавать: раньше мне все помогали, а теперь пришла моя очередь. Благодаря ленд-арт парку у жителей деревни появилась работа, зарплата, и они теперь не уезжают. Двадцатого июня у нас традиционно проводится летний буддийский молебен: на него собирается вся деревня, и дети потом остаются на лето. Однажды через три дня после молебна все уехали в город. Я спросил — что случилось? Старики сказали: «В деревне нет интернета, а дети без него не могут. Давай, Даши, что-нибудь придумаем». Так уж получилось, что помочь больше некому — рядом нет других чисто бурятских деревень. Наши предки сделали очень важное дело: во время коллективизации не покинули родную землю, несмотря на смертельную угрозу. Здесь наши духи, боги, корни, которые мы не можем оставить, наши молебные, родовые места. Это было не только мистическое, но и прагматичное решение: нужно заботиться о своих корнях, чтобы потомки выросли сильными, иначе они будут, как трава на ветру. Важно оставаться конкурентоспособными, а это возможно только благодаря природе, которая нас питает. Мы в это верим.

Парку «Тужи» сейчас помогают многие. Они чувствуют, что здесь — настоящее, получившее поддержку на народном уровне. Еще во время строительства к нам приезжали из соседних русских поселков, спрашивали, чем помочь. А когда наши ездили покупать продукты, им говорили — берите так, деньги не нужны. Я до сих пор поражаюсь тому, как все складывается.

— А почему вы решили вернуться?

— У меня была прекрасная мастерская под Лондоном, жизнь сложилась. И я задумался — а что дальше? Хорошо, состарюсь в Англии и буду единственным бурятом на весь Лондон. Конечно, там есть и другие буряты, но в основном это красивые девушки, вышедшие замуж: мужчине сложнее состояться в чужой стране. В общем, с кем я буду общаться? А потом — дети подросли и начали переходить на английский, когда нужно что-то быстро обсудить, хотя я запрещал дома говорить по-английски. Пока еще у меня сохраняется власть над ними, но скоро я ничего не смогу сделать. Они женятся и выйдут замуж, и кого выберут себе в супруги — большой вопрос. Все-таки мы малый народ, и для нас это серьезная проблема: для русских, наверное, как для большого народа, вопрос не стоит так остро. А я всегда задумывался над тем, что будет с нами дальше. Люди посмотрят на меня и скажут, что мои потомки разъехались по миру. Они, конечно, и так могут уехать, но все же в пределах России. Поэтому я рад, что дети нас поддержали. В итоге мы все вместе вернулись в Москву. И как только приехали, меня привлекли к работе над проектом Главного храма Вооруженных сил. Сейчас, когда обстановка в мире напряженная, я рад, что мы дома — не представляю, как чувствовал бы себя за границей.

— У вас есть зарубежные проекты?

— В 2022 году я должен был участвовать в Венецианской биеннале, однако логистика сломалась, и я не смог поехать. Хотя организаторы приглашали, говорили — вы самостоятельный художник, не имеете отношения к политике, приезжайте! Я планировал большой проект из 30 скульптур, для него выделили отдельный павильон. Можно было, конечно, напрячься и отправить работы через Восток, но это стоило бы огромных денег. И потом, на меня обрушилась бы критика с разных сторон. Поэтому на семейном совете мы решили — не поедем. Зато прошлой осенью прошла выставка в Гонконге. Кроме того, общаемся с Китаем, обсуждаем возможные проекты.

— На Востоке сейчас проще выставляться?

— На Западе я сам пока не хочу. Пусть все утрясется, нормализуется — на это требуется время.

— Я знаю, что в прошлом году вы показывали на Алтае одну из скульптур, созданных для Венецианской биеннале.

— Да, на курорте «Манжерок» прошла премьера деревянной композиции «Дракон». Потом я получил предложение показать свои произведения в галерее Виктора Бронштейна в Иркутске. Последние годы я работаю над скульптурами из дерева, у меня есть большие десятиметровые вещи, но они, конечно, не поместились бы в галерее. Для выставки «Ясновидение», открывшейся в июне, я отобрал работы поменьше — все из новой коллекции. В целом, мне сейчас интереснее показывать свои вещи в России.

— В одном интервью вы говорили, что современное искусство движется в правильном направлении. Хотя многие художники его критикуют — каждый со своей колокольни.

— Так было всегда. Вспомните «Бубновый валет», подаривший миру плеяду выдающихся художников. В те годы их почти никто не понимал, работы провоцировали яростные споры, доходившие до скандалов. А сейчас зрители любуются их произведениями. К тому же я много лет провел за рубежом, в Лондоне и Нью-Йорке, с прекрасными музеями современного искусства, и видел очень интересные работы.

— В детстве мечтали о заграничной карьере?

— О чем вы говорите! Я мечтал выжить: в юности долго и тяжело болел, меня несколько раз оперировали, я умирал. Если бы кто-то рассказал, какой будет моя жизнь, ни за что бы не поверил.

— До Англии вы несколько лет прожили в Италии — как там оказались?

— Поехал в Италию осознанно. Мои работы в то время уже начали покупать коллекционеры, и пару раз я услышал от них замечания: мол, сами вещи хорошие, но вот качество литья… Я отливал их у российских мастеров, однако и они могли схалтурить. В целом я считаю, что художник должен заниматься своим делом, а литейщик — своим. Можно, конечно, самостоятельно организовать производство, но это слишком дорого и хлопотно. У меня было два варианта — Италия или США. Я подумал — лучше в Италию, лететь всего четыре часа, а в Штаты — через океан.

Еще меня звали в Китай, обещали самые лучшие условия — просили, чтобы я приехал преподавать, показал, как делаю скульптуры. Меня это заинтриговало — решил, почему бы и нет, если действительно хорошее предложение. Приехал, меня привели в мастерскую, чтобы показать, как будут лить бронзу. Смотрю — там лежат копии моих скульптур. Педагоги, пригласившие меня, спрашивают: правда, похоже? Им, видимо, невдомек, что делать копии без разрешения — не совсем корректно. Я извинился, развернулся и ушел.

— Вы получили классическое образование, в традициях русской реалистической школы. Как удалось найти свой визуальный язык?

— У меня был гениальный педагог, Лев Николаевич Головницкий, преподававший в Красноярском художественном институте, — настоящий мудрец. Он закрыл меня в мастерской и выпустил экстерном. Мне очень повезло, потому что у меня был Лев Николаевич, который отдельно занимался со мной и был для меня царь и бог.

— Мечтаете что-то еще достичь?

— Гармонии. С возрастом хочется чувствовать себя достойным человеком, знать, что ты никого не обидел, всегда помогаешь, чем можешь. И чтобы было ощущение гармонии. Это самое важное.

Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости и Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Читайте также

Болгар заявила о планах издать книгу об отношениях с Павлом Дуровым

5 секретов долголетия. Врач Драпкина открыла, как прожить дольше

В Подмосковье мужчина пытался развратить четырёх девочек



Новости России
Ria.city
Москва

ТСД SAOTRON RT41 GUN: практичный, производительный, надёжный

Moscow.media


Альфир Бакиров

На площадке «Единой России» школьников познакомили с трендовыми творческими профессиями

Rss.plus
Москва

Школьники из Дмитрова стали призерами областных соревнований по киберспорту


Песня

Фестиваль «Песня года» 2024 состоится в ДС «Мегаспорт» в Москве


News Every Day

Grisly suicide-pod tale blows up lies of ‘dignity’ in assisted suicide


Москва

Международная отраслевая выставка-чемпионат «Сибирский проспект красоты» состоялась в Новосибирске


Новости тенниса
Андрей Рублёв

Рублев вышел в четвертьфинал турнира в Пекине


Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru
Симферополь

В центре Симферополя строится вдохновляющий жилой комплекс


Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России
Москва

Сергей Собянин рассказал, как город поддерживает экспорт в страны БРИКС

Бизнесмен назвал причину массовой продажи недвижимости Орбакайте у других звезд

Песков: Коррекция ядерной доктрины вызвана упорностью «оголтелых голов»

Валерия Чекалина, Алёна Блин, Ксения Бородина, Ольга Бузова, Михаил Галустян, Мария Погребняк, Алана Мамаева: ТНТ презентовал новый проект  «Звёзды в джунглях»

Предприятие холдинга «Швабе» организует фотопрогулку с тест-драйвом фотообъективов «Зенит»


Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости
Жизнь

В музее Николая Островского состоялся семинар «Проекты в сфере культуры для посетителей с нарушениями слуха: форматы и технологии»


Offset обвинил Карди Би в измене во время беременности 

Авторская песня. Радио Авторской Песни. Авторская песня барды.

Мы не просто создаем продукты, мы решаем проблемы: Екатерина Паршина о "Симбионтах Кутушова"

Трещит голова и тотальная слабость: Доктор Кутушов объяснил, как метеозависимость влияет на наше состояние


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro

Москва

Международная отраслевая выставка-чемпионат «Сибирский проспект красоты» состоялась в Новосибирске


Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Социальный фонд выплатит остатки материнского капитала менее 10 тысяч рублей

Стоит ли отдавать ребенка в частную школу?

Родители 317,2 тыс. детей в Московской области получают единое пособие

На Сейшелы - слушать песни китов